Регистрация Вход
Город
Город
Город

Константин Рождественский. Художник. Экспо-дизайнер. Ученик Малевича

Константин Иванович Рождественский родился 1 апреля 1906 года в городе Томске. 



Константин Рождественский

 

Получил первоначальное профессиональное образование в своем родном городе, в частной мастерской М.М. Полякова и в художественной студии Томского Дома просвещения (1919-1922). 





Д. Д. Бурлюк Потртрет М.М. Полякова

 





М.М. Поляков При лампе. до 1918 года. Из коллекции ТОХМ

 

Способности 17-летнего художника были замечены его наставниками, и в сентябре 1923 года Рождественского послали в Петроград для продолжения образования. Он становится учеником Малевича, поступив в его отдел в Музее художественной культуры и ГИНХУКе.

 

С 1923 по 1927 год он - студент Государственного института художественной культуры (ГИНХУК), где преподавали К. Малевич, П. Филонов, К. Матюшин и другие художники – новаторы. Незаурядная творческая личность К. Малевича, талантливого теоретика и педагога, авангардное творчество учителей и художников его круга, несомненно, оказывали мощное влияние на их учеников.

 



К. Малевич с группой сотрудников ГИНХУКа в Ленинграде. Слева направо: стоят - К. Малевич, В. Ермолаева, К. Рождественский; сидят - А. Лепорская, неизвестный, Л. Юдин

 

Встреча с Малевичем определила судьбу молодого автора, не раз вспоминавшего, как много дали ему годы общения с учителем. Малевич научил его пониманию диалектики формы и законов ее развития, анализу разнообразных явления искусства.



Казимир Малевич. Три девушки. 1928-1932

 



Казимир Малевич. Сложное предчувствие – полуфигура в желтой рубашке.

 

В 1925 году совет ГИНХУКа, учитывая успешную работу К. Рождественского, утвердил его в должности сотрудника этого института. После закрытия ГИНХУКа, в 1927 году, К. Рождественский и другие ученики К. Малевича образовали группу «Пластический реализм», лидером которой была В. Ермолова. Здесь занимались экспериментами и поисками нового художественного языка в духе супрематических идей учителя.

 

Впоследствии К. Рождественский вспоминал эти занятия: «Мы работали не только с цветом, но и с пространством … изучали прежде всего живопись как основу современного восприятия и выражения в искусстве, (ибо) заложенное в современной живописи понимание формы, материала существенно и для архитектуры, и для скульптуры».

 

Одновременно К. Рождественский преподавал в Ленинградском институте истории искусств и руководил изостудией Дома культуры имени Первой пятилетки. 

 

Работы Рождественского 1920-х годов отражают педагогическую программу Малевича, строящуюся, как известно, на практическом изучении «систем» нового искусства (импрессионизм - сезаннизм – кубизм – футуризм - сепрематизм). 

 





Живопись Константина Рождественского. Экспозиция выставки "Неизвестный Авангард" ТОХМ




Живопись Константина Рождественского. Экспозиция выставки "Неизвестный Авангард" ТОХМ

 

Свой первый (1923 -1924) учебный год в ГИНХУКе Рождественский посвятил теоретической и практической проработке импрессионизма. В последующем году Малевич поручил ему исследовать метод Сезанна, и вскоре молодой художник стал признанным знатоком наследия великого француза. Он читал лекции, вел семинар, писал статьи и доклады о сезаннизме, отличающиеся точностью характеристик и ярким образным языком. 

 





Живопись Константина Рождественского. Экспозиция выставки "Неизвестный Авангард" ТОХМ

 

Важное место в его творчестве занимает супрематизм. Он нашел отражение преимущественно в графике, живописные произведения, по признаю самого художника, так и не были созданы.

 





"Элеватор №1" Константин Рождественский

 

Конец 1920-х первая половина 1930-х пора высших достижений Рождественского в живописи. Они связаны с крестьянской темой, к которой он обращается вслед за учителем он создает серию полотен («Мужики», «Три женские фигуры»). Рождественский часто использует пластическую схему Малевича, но ищет новые композиционные построения и цветовые решения.





Живопись Константина Рождественского.Экспозиция выставки "Неизвестный Авангард" ТОХМ




Живопись Константина Рождественского. Экспозиция выставки "Неизвестный Авангард" ТОХМ

 

Свою жизнь Константин Рождественский посвятил созданию экспозиционных ансамблей государственного значения, крупнейших промышленных выставок в стране и за рубежом. Важнейшую организационную роль на таких международных смотрах играют мастера выставочного ансамбля. Специфика труда авторов, формирующих облик и экспозицию в том, что зачастую он как бы растворяется. 

 

В 1937 году К. Рождественский впервые оказался во Франции в качестве заместителя главного художника экспозиции советского павильона на Всемирной выставке. В то время в Petit Palais демонстрировалась грандиозная выставка под девизом «Французская школа живописи. Учителя свободного искусства». На ней были представлены импрессионисты и все новейшие течения современного искусства. Эту выставку К. Рождественский, разумеется, досконально изучил. Тогдашние его дневниковые записи полны восторженных слов о французских мастерах и описаний природы в духе импрессионистов.




Внешний вид Советского павильона 

 

С оформления Советского павильона на Международной выставке в Париже в 1937 году, отмеченного высшей наградой выставки – Гран – при, начинается работа художника в искусстве выставочного ансамбля. Само понятие выставочного ансамбля как цели творчества художника, оформляющего выставку, жанровые особенности им специфика мастерства в этом искусстве обязаны в значительной степени деятельности К. Рождественского. 





Международная выставка, Париж (павильон СССР, соавтор Н.М. Суетин), 1937

 

Экспозицию павильонов СССР на двух всемирных выставках 1937 и 1939 годов готовил в основном один состав опытных художников  - оформителей. Будучи новичком в этом деле, К. Рождественский работал с такими большими мастерами, как Б. Иофан, В. Мухина, В. Фаворский, М. Сарьян, Л. Лисицкий, А. Лабас и др. 

 

Если в экспозиции павильонов СССР на всемирных выставках 1937 и 1939 годов еще трудно вычленить личный вклад К. Рождественского из коллективного труда многих опытных художников, то в послевоенный период, в 1950 -1970 –е годы, когда он стал уже авторитетным мастером выставочного ансамбля, К. Рождественский сам возглавлял большие творческие коллективы специалистов, создавших такие знаменитые выставочные ансамбли, как павильоны СССР на Всемирных выставках.



Внешний вид павильона.

Всемирная выставка, Нью-Йорк (советский павильон, соавтор Н.М. Суетин), 1939

 




Всемирная выставка, Брюссель (павильон СССР, соавторы Б.С. Виленский, Б.А. Родионов, Н.П. Гришин, Г.С. Замский, А.С. Левин, В.Г. Макаревич, В.О. Роскин), 1958




Всемирная выставка, Брюссель, 1958




Всемирная выставка, Брюссель, 1958





Выставка достижений cоветской науки, техники и культуры 1959. Нью-Йорк





Центральный зал Советской национальной выставки в Париже. 1961.

 

При оформлении выставки для  Рождественского главным является художественная идея выставки. От первых набросков, содержащих еще самый общий характер художественно выразительных форм, художник идет ко все более определенным, содержательным предметно – пространственным и живописно – пластическим формам и их отношениям, образующим архитектурно – художественный организм  выставочного ансамбля.

 

Живописные произведения выможете увидеть на выставке "Неизвестный Авангард"







Использованы материалы: 

Козлов, Г. Враги народа в Париже / Г. Козлов //Артхроника – 2007 - №6 – С. 104-109.

Михиенко, Т. Константин Рождественский К 100-летию художника. Третьяковская галерея - 2007(14) - №1

Рязанцев, И. Искусство советского выставочного ансамбля. М: «Советский художник», 1976.

Соседова, М. Константин Иванович Рождественский / Советское декоративное искусство – 1983 - №6

Толстой, В. Патриарх оформительского дела. К столетию со дня рождения К. И. Рождественского / ДИ - 2006. - №1.

http://www.alyoshin.ru/Files/publika/khan_archi/khan_archi_1_037.html

http://www.if-art.com/pgallery/awork/kmalevich.html

http://samsebeskazal.livejournal.com/165615.html

http://humus.livejournal.com/3024089.html

http://visualhistory.livejournal.com/15852.html

http://samsebeskazal.livejournal.com/123339.html

 

Поделитесь с друзьями:

Смотрите также:

живопись искусство супрематизм томск экспозиция

 

Комментарии:

SaranMin

Минус. Мазня, а не картины. У вас ещё и фотографии повторяются несколько раз.

Ответить

Спасибо за замечание. А по поводу "мазни", так она уже имеет свое место в искусстве, и не последнее. А это просто Ваше мнение, которое тоже имеет место быть.

Ответить

SaranMin

У Петра Павленского тоже есть своё место в искусстве. Только есть настоящие таланты, а есть распиаренные личности и их "творения".

Ответить

это какая-то профанация, а не живопись. И почему все фото "картин" издалека или под какими-то странными углами?
Кстати, картина М.М. Полякова При лампе понравилась. Я люблю такое освещение.

Ответить

Гром

Всё равно ото творчество как-бы остановилось на стадии подмалёвки ) Искусство (настоящее) не терпит перегруженности, но и не терпит излишней упрощённости в ущерб мастерству (художника в данном случае). Но это сугубо личная точка зрения, в искусствоведы не рвусь, если что )

Ответить

Если хотите посмотреть картины по удобным для Вас углом,то Добро пожаловать в музей!

Ответить

Сейчас в мире бум подделок картин художников такого толка. И работы не много и таланта не нужно и от оригинала не отличить.

Ответить

Где художества то ?

Ответить

Сама не рисую, но картины смотреть люблю, где-то нравится, а где-то нет, большого трепета не вызывают.

Ответить

Очень хочу уже добежать до музея, посмотреть эту выставку. Спасибо, Лукия, за "волшебный пинок" в нужном направлении.

Ответить

Снести бульдозерами!

Ответить

Уже пятнадцать раз грабители похищали картину Малевича "Черный квадрат" из музея искусств. И каждый раз ночной сторож Михеич успевал к утру полностью восстановить шедевр.

Ответить

Вот вчера дошла до музея... но поздновато. Забыла, что до 18 часов выставки работают.

Ответить

Говорят, человек с любопытной судьбой. В 1930-е имел связи с НКВД,хотя, если связи были, то это на всю жизнь. Прожил долго, добился признания. Что касается авангарда, то все это, безусловно, искусство и имеет право на жизнь и достойную оценку Спасибо!

Ответить

 
Автор статьи запретил комментирование незарегистрированными пользователями. Пожалуйста, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь на сайте, чтобы иметь возможность комментировать.